С середины 70-х годов тема воздействия окружающей обстановки на поведение покупателей стала популярной для научных исследований. Несмотря на слабое развитие теории в этой области, владельцы розничных и сетевых магазинов признают важность создания комфортной атмосферы в торговом зале и ее связь с повышением оценки качества товара, удовлетворением от покупки и уровнем продаж.
В данной статье мы будем рассматривать восприятие покупателями окружающего пространства как единого целого. Проведенные исследования выделили основные внутренние факторы воздействия на покупателей в торговом зале – это музыка, свет, наличие толпы, чистота и окружающий запах. Однако мало изучено именно общее воздействие составляющих аспектов окружения на покупательскую активность. Чтобы заполнить этот пробел, рассмотрим целостное восприятие торгового помещения покупателем. Это позволит владельцам магазинов больше понимать психологию поведения своих покупателей.
Для своего изучения выделим два внешних фактора – музыку и аромат, и на их примере рассмотрим механизм комплексного влияния внешних факторов на покупательскую активность.
Для достижения максимального эффекта, быстрый или медленный ритм музыки должен гармонично сочетаться со стимулирующим или расслабляющим ароматом. Оптимальное сочетание этих факторов ведет к более высоким оценкам обстановки магазина, к более позитивным откликам и к более высокому уровню удовлетворения от покупки.
Для проверки нашего утверждения был проведен небольшой эксперимент. В торговом зале было воссоздано несколько следующих ситуаций: нет музыки/приятная спокойная музыка в медленном темпе/бодрящая музыка в высоком темпе и нет запаха/приятный спокойный запах (Лаванда)/бодрящий запах (Грейпфрут).
При использовании различных вариаций музыка-аромат, наилучшие оценки покупателей были получены при соответствии этих двух параметров друг другу. Например, сочетание спокойного аромата (Лаванда) с ровным темпом музыки ведет к более высоким оценкам покупателей, чем использование этой композиции с быстрыми мелодиями. То же самое: звучание быстрой музыки имело более позитивное воздействие на поведение, когда магазин был ароматизирован Грейпфрутом, нежели чем Лавандой.
С управленческой точки зрения, ключевым выводом данного исследования является важность создания гармоничного сочетания различных элементов оформления интерьера - музыки, света, аромата. Стратегическое управление требует тщательного рассмотрения соответствия воздействий внешних факторов. Например, для розничных магазинов, нацеленных на товары для подростков, оптимальным будет использование бодрящих ароматов с фанк музыкой для стимулирования незапланированных покупок. Или же для получения максимального удовольствия от покупок в универмагах, сочетание спокойного аромата и классической фоновой музыки будет способствовать более легкому и приятному хождению по магазинам.
Мы уверены, что при использовании только одного конкретного внешнего фактора, например, веселой музыки или ярких цветов, невозможно достичь максимальной привлекательности магазина для покупателей. Только при сочетании внешних факторов, таких как приятная музыка и свежий чистый воздух, можно добиться лояльности покупателей и, как следствие, увеличения продаж.
Александра Леконцева
Влияние ароматизации на эффективность бизнесаКомпания «Ларом» подвела итоги исследования, основной задачей которого было узнать результативность использования ароматизации. Основные оценки строятся на субъективных оценках владельцев магазинов или сотрудников «нравится – не нравится аромат». |
Аромамаркетинг для детских магазинов. Основные тенденции развитияАроматизация детских магазинов давно интересует многих ритейлеров. Не удивительно, что недавно прошедший семинар «Fashion Industry: мир детской и подростковой одежды», посвященный вопросам ароматизации детских магазинов вызвал огромный интерес среди владельцев розничных и сетевых магазинов детских товаров. |
Чем пахнет супермаркет?У каждого супермаркета есть свой, особенный запах, но не всегда он способствует увеличению продаж.Современные технологии аромамаркетинга позволяют устранить неприятные запахи. |
Ароматизация event-мероприятий. Опыт одного использованияНа прошедшем недавно Саммите розничной индустрии специалистами компании «Ларом» был ароматизирован стенд рекламного агентства «Habeas corpus». |
Автоароматизаторы в рекламеНовый вид рекламного носителя предназначен для более эмоционального проведения акций, мероприятий, выставок. Автоароматизаторы - необычный презент для необычных событий! |
Мифы и легенды ароматизацииНаверное, каждый ритейлер уже хоть раз слышал об использовании ароматов для повышения продаж. Цифры по увеличению оборота ароматизированного магазина действительно поражают! |
Аромат праздникаКаждый из нас помнит запах мандаринов и салата Оливье на новогоднем столе, сладость мимозы в начале марта и свежий аромат осени в букете из астр и георгин. В них – волнующий аромат праздника. Наш нос с легкостью может вспомнить любое знаменательное событие, произошедшее в нашей жизни. |
Нос по ветру«Зашли в кафе, заказали обычный молочный коктейль. Запах тухлых тряпок — как в советской столовой — нас не остановил. Такого дорогого молочного коктейля я не пил даже в Париже! Но этот факт нас не расстроил, т.к. «приятна» была ностальгия по студенческой столовой с запахом ветоши». |
Как заработать на запахе, или Аромамаркетинг в мебельном бизнесеАромат - единственный инструмент маркетинга, который покупатель не может игнорировать. В последние годы активное развитие получило целенаправленное использование ароматов для увеличения продаж. |
Научное обоснование влияния аромата на настроение и эффективность работыНаукой доказано, что запахи влияют на настроение людей, эффективность работы и поведение. И здесь дело не в том, что запах воздействуют на нас как лекарство, а в том, как мы воспринимаем его. В этой статье пойдет речь о том, каким образом возникают ассоциации с тем или иным запахом, и как это влияет на нас с Вами. |
Ароматы повышают продажи: результаты исследования в РоссииВ российской практике пока нет серьезных эмпирических исследований, подтверждающих положительное влияние ароматов на рост продаж определенных групп товаров. Но определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. |
Удаление неприятных запахов: как бороться с проблемой?Всем нам знакома ситуация, когда, заходя в магазин, мы невольно начинаем принюхиваться и морщиться. Причина в неприятном запахе, витающем в помещении. Реакция у всех на такого рода раздражитель одна – желание поскорее покинуть торговый зал. |
Легкий аромат высоких продажКогда Вы входите в помещение, в котором никогда не были раньше, запах – первое ощущение и первое впечатление, которое определяет приятное ли это место или нет, чистое или грязное, опасное или надежное. Нос распознает любовь, радость, страсть и другие эмоции. Воспоминание, связанное с запахом – это то, что вероятнее всего Вы запомните. |
Ароматный продавец для вендингового бизнесаНедавно компания Hersheys испытала новый способ привлечения покупателей к полкам со своей продукцией. Специальные приборы, установленные в автоматы по продаже шоколада, источали вкусный и притягательный аромат шоколада! После этого продажи всего предлагаемого ассортимента компании резко пошли вверх. |
Деньги не пахнут?Использование специального аромата в ювелирном магазине не только создаст особую атмосферу, но и повысит уровень продаж. |
Аромамаркетинг. Сделай прибыль ароматной!Обычно для привлечения внимания потребителя к продукции используются визуальные и аудиосредства. Но сегодня активно развивается аромамаркетинг - направление, использующее обоняние потребителя. Ароматы и запахи тесно связаны с эмоциями человека, поэтому, применяя их, можно быстрее обратить внимание клиента на товар прямо на месте продажи и увеличить объем продаж. |
Аромат Вашего бизнесаСовершенство в мелочах, а совершенство – это не мелочь» - этот принцип, как ни какой другой, применим к ресторанному бизнесу. Одной из таких «мелочей» является запах в помещении. Даже самый шикарный интерьер ресторана способен испортить запах готовящейся пищи. |
Трио для магазина: свет, звук и ароматКаждый владелец, открывая новый магазин, понимает: для привлечения внимания клиентов нужно выделиться, предлагая нечто уникальное. И этим особым преимуществом может стать атмосфера магазина, созданная посредством качественного освещения, грамотного звукового фона и приятного аромата. |
Как продавать больше?Продавать больше товаров хотят и производители, и владельцы торговых точек. Что для этого нужно? |
Эра чувственных брендовПохоже, традиционный маркетинг сегодня уже не так эффективен. Неудачи, которыми сопровождается выход новых продуктов на рынок, происходят слишком часто и носят катастрофический характер. Рекламные кампании не формируют в восприятии потребителей никаких отличительных характеристик. Большинство продуктов, выходящих на рынок – это ширпотреб, а не мощные бренды. В чем же дело? |