Обычно для привлечения внимания потребителя к той или иной продукции используются визуальные и аудиосредства. Но сегодня активно развивается аромамаркетинг - направление, использующее обоняние потребителя. Ароматы и запахи очень тесно связаны с эмоциями человека, поэтому, применяя их, можно быстрее обратить внимание клиента на товар прямо на месте продажи и увеличить объем продаж.
За рубежом аромамаркетинг существует уже более 20 лет. Для России же это направление новое, сегодня этим бизнесом на российском рынке серьезно занимаются пять компаний.
Бизнес-ароматизация имеет несколько направлений. Одно из них – использование ароматов в брэндинге. Другое – использование ароматов в ходе различных промо-акций. В том числе, когда рекламный стенд привлекает зрение, слух и обоняние покупателей. Особенно это актуально в торговле парфюмерией и средствами ухода, но может применяться и в торговле продуктами, а также любыми другими товарами и услугами. Нужно отметить такую развивающуюся технологию как арома-полиграфия, когда запахом покрывается печатная продукция. Согласно исследованиям, в таком случае текстовой информации усваивается на 26% больше.
По статистике, бизнес-ароматизация помогает увеличить: время пребывание покупателей в магазинах на 16%, готовность покупать – на 15%, количество импульсивных покупок – на 6%. Актуально использование ароматов и при сезонном снижении продаж. В исследовании сети супермаркетов - сезонное снижение продаж в пяти ароматизированных магазинах на 2% меньше, чем в контрольных.
С помощью аромамаркетинга в торговых точках достигается множество целей. Арома-маркетинг – это избирательная ароматизация воздуха для увеличения объема продаж и положительного влияния на клиента. Он позволяет подчеркнуть статус заведения и создать фирменный стиль, сформировать благоприятную атмосферу для покупателей, выделить определенную группу товаров, улучшить восприятие потребителем качества товаров и услуг. Это приводит к ускорению роста объема продаж, стимулирует незапланированные покупки, увеличивает количество повторных посещений торговых площадей. Кроме того арома-маркетинг позволяет повысить работоспособность персонала, внимание и точность в работе, решить проблему неприятных запахов.
Аромамаркетинг преследует своей целью – использование ароматов для воздействия на целевую аудиторию через новый информационный канал - обоняние. Создание неповторимой атмосферы при помощи арома-маркетинга в магазине позволит продавцу выделиться среди конкурентов, увеличить свой паблицитный капитал, дополнить свой брэнд фирменным ароматом.
Существуют различные средства ароматизации в торговых точках. Например, объемная ароматизация, когда в месте продажи той или иной категории товара формируется зона с приятным запахом. Ароматизация на полках с товаром направлена на конкретного покупателя, датчик движения приводит в действие ароматизирующее устройство, в результате чего посетитель, проходя мимо холодильника соков, чувствует запах апельсинов.
В розничных магазинах актуально выделение определенной группы товаров путем ароматизации отдельного участка. Возможно создание благоприятной атмосферы во всем помещении одним ароматом. При этом подчеркивается индивидуальность магазина. В торговых точках методами арома-маркетинга не имеет смысла продвигать продукты первой необходимости. Продажи же кондитерских изделий, кофе, чая, фруктов имеет смысл стимулировать, и технологии ароматизации очень успешны. В Италии летом 2006 года применялась ароматизация точек продаж ветчины в вакуумной упаковке, не имеющей собственного запаха. В результате, рост продаж составил более 300%.
Ароматическое оборудование может быть использовано и для нейтрализации неприятных или неподходящих запахов. Например, запах квашеной капусты и соленых огурцов в отделе «овощи-фрукты» может быть заменен ароматом фруктов, в рыбном отделе неприятный запах может быть нейтрализован ароматом лимона.
В разработке арома-концепции торговой точки необходимо соблюдать зональность. Разные торговые зоны имеют разное значение с точки зрения арома-маркетинга и наполняются разными ароматами.
В магазине достаточно большой площади, в частности, в супермаркете, нецелесообразно осуществлять ароматизацию всего помещения. Достаточно оснастить ароматическим оборудованием отдельные зоны некоторых категорий товаров. При этом оборудование должно быть размещено правильно, чтобы не допускать пересечения зон ароматизации и возникновения из-за этого совершенно неожиданных запахов.
Ароматическое оборудование нужно устанавливать уже у входа, потому что это зона приветствия. В зоне примерочных воздух желательно не только обогатить ароматом, но и почистить «нейтрализатором» - средством, позволяющим уничтожать любые нежелательные запахи. Если речь идет о торговом центре, то отдельно надо рассматривать зону отдыха и торговую зону.
Выбор оборудования, участвующего в арома-проекте, происходит на основании плана и габаритов помещения, наличия рабочей вентиляции и других показателей. Надо учитывать некоторые ограничения. Не рекомендуется распространять ароматы в зонах, где люди принимают пищу. Впрочем, ароматическое оборудование может быть использовано для рекламы таких зон. В ряде ТЦ установлено оборудование, распространяющее запах кофе, рядом с указателями, указывающими путь к кофейням. Посетители, почувствовав кофейный аромат, смотрели по сторонам и обнаруживали указатели. Многие из них тут же отправлялись за чашкой кофе. По словам владельца сети кофеен «Карамель», Олега Брагаря, количество посетителей увеличилось почти в полтора раза.
Достаточно сложно ароматизировать гипермаркеты. Большая площадь и высота потолков определяют значительный объем помещения, который трудно заполнить необходимыми ароматами. Кроме того, трудно прогнозировать перемещение потоков воздуха и соответственно управлять распространением ароматов в магазине. В гипермаркетах предпочтительней точечное воздействие, использование ароматического оборудования на отдельных полках и стендах по отдельным товарам.
В дискаунтерах другая проблема. Сам формат предполагает минимум сервиса, что в российских условиях часто приводит к практически полному его отсутствию, поэтому на первом месте здесь стоит задача нейтрализации неприятных запахов.
Появление арома-маркетинга обусловлено конкуренцией. Лет пять назад эта технология сделала свои первые шаги в России, сейчас она ступает на российском рынке уверенней. Уже нет того непонимания, появился интерес и даже необходимость.
Андрей Черкасов
Влияние ароматизации на эффективность бизнесаКомпания «Ларом» подвела итоги исследования, основной задачей которого было узнать результативность использования ароматизации. Основные оценки строятся на субъективных оценках владельцев магазинов или сотрудников «нравится – не нравится аромат». |
Аромамаркетинг для детских магазинов. Основные тенденции развитияАроматизация детских магазинов давно интересует многих ритейлеров. Не удивительно, что недавно прошедший семинар «Fashion Industry: мир детской и подростковой одежды», посвященный вопросам ароматизации детских магазинов вызвал огромный интерес среди владельцев розничных и сетевых магазинов детских товаров. |
Чем пахнет супермаркет?У каждого супермаркета есть свой, особенный запах, но не всегда он способствует увеличению продаж.Современные технологии аромамаркетинга позволяют устранить неприятные запахи. |
Ароматизация event-мероприятий. Опыт одного использованияНа прошедшем недавно Саммите розничной индустрии специалистами компании «Ларом» был ароматизирован стенд рекламного агентства «Habeas corpus». |
Автоароматизаторы в рекламеНовый вид рекламного носителя предназначен для более эмоционального проведения акций, мероприятий, выставок. Автоароматизаторы - необычный презент для необычных событий! |
Мифы и легенды ароматизацииНаверное, каждый ритейлер уже хоть раз слышал об использовании ароматов для повышения продаж. Цифры по увеличению оборота ароматизированного магазина действительно поражают! |
Аромат праздникаКаждый из нас помнит запах мандаринов и салата Оливье на новогоднем столе, сладость мимозы в начале марта и свежий аромат осени в букете из астр и георгин. В них – волнующий аромат праздника. Наш нос с легкостью может вспомнить любое знаменательное событие, произошедшее в нашей жизни. |
Нос по ветру«Зашли в кафе, заказали обычный молочный коктейль. Запах тухлых тряпок — как в советской столовой — нас не остановил. Такого дорогого молочного коктейля я не пил даже в Париже! Но этот факт нас не расстроил, т.к. «приятна» была ностальгия по студенческой столовой с запахом ветоши». |
Сила, таящаяся в ароматах и звукахВладельцы розничных и сетевых магазинов признают важность создания комфортной атмосферы в торговом зале и ее связь с повышением оценки качества товара, удовлетворением от покупки и уровнем продаж. В данной статье мы будем рассматривать восприятие покупателей окружающего пространства как единого целого. |
Научное обоснование влияния аромата на настроение и эффективность работыНаукой доказано, что запахи влияют на настроение людей, эффективность работы и поведение. И здесь дело не в том, что запах воздействуют на нас как лекарство, а в том, как мы воспринимаем его. В этой статье пойдет речь о том, каким образом возникают ассоциации с тем или иным запахом, и как это влияет на нас с Вами. |
Легкий аромат высоких продажКогда Вы входите в помещение, в котором никогда не были раньше, запах – первое ощущение и первое впечатление, которое определяет приятное ли это место или нет, чистое или грязное, опасное или надежное. Нос распознает любовь, радость, страсть и другие эмоции. Воспоминание, связанное с запахом – это то, что вероятнее всего Вы запомните. |
Ароматный продавец для вендингового бизнесаНедавно компания Hersheys испытала новый способ привлечения покупателей к полкам со своей продукцией. Специальные приборы, установленные в автоматы по продаже шоколада, источали вкусный и притягательный аромат шоколада! После этого продажи всего предлагаемого ассортимента компании резко пошли вверх. |
Деньги не пахнут?Использование специального аромата в ювелирном магазине не только создаст особую атмосферу, но и повысит уровень продаж. |
Как заработать на запахе, или Аромамаркетинг в мебельном бизнесеАромат - единственный инструмент маркетинга, который покупатель не может игнорировать. В последние годы активное развитие получило целенаправленное использование ароматов для увеличения продаж. |
Ароматы повышают продажи: результаты исследования в РоссииВ российской практике пока нет серьезных эмпирических исследований, подтверждающих положительное влияние ароматов на рост продаж определенных групп товаров. Но определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. |
Удаление неприятных запахов: как бороться с проблемой?Всем нам знакома ситуация, когда, заходя в магазин, мы невольно начинаем принюхиваться и морщиться. Причина в неприятном запахе, витающем в помещении. Реакция у всех на такого рода раздражитель одна – желание поскорее покинуть торговый зал. |
Аромат Вашего бизнесаСовершенство в мелочах, а совершенство – это не мелочь» - этот принцип, как ни какой другой, применим к ресторанному бизнесу. Одной из таких «мелочей» является запах в помещении. Даже самый шикарный интерьер ресторана способен испортить запах готовящейся пищи. |
Трио для магазина: свет, звук и ароматКаждый владелец, открывая новый магазин, понимает: для привлечения внимания клиентов нужно выделиться, предлагая нечто уникальное. И этим особым преимуществом может стать атмосфера магазина, созданная посредством качественного освещения, грамотного звукового фона и приятного аромата. |
Как продавать больше?Продавать больше товаров хотят и производители, и владельцы торговых точек. Что для этого нужно? |
Эра чувственных брендовПохоже, традиционный маркетинг сегодня уже не так эффективен. Неудачи, которыми сопровождается выход новых продуктов на рынок, происходят слишком часто и носят катастрофический характер. Рекламные кампании не формируют в восприятии потребителей никаких отличительных характеристик. Большинство продуктов, выходящих на рынок – это ширпотреб, а не мощные бренды. В чем же дело? |