Наукой доказано, что запахи влияют на настроение людей, эффективность работы и поведение. И здесь дело не в том, что запахи воздействуют на нас как лекарство, а в том, как мы воспринимаем их. То есть, для того чтобы запах вызвал какую-либо реакцию в нас, мы, прежде всего, должны научиться ассоциировать его с каким-то событием. Явление влияния запахов, основано на ассоциативном обучении, т.е. процессе, посредством которого одно событие или предмет связывается с другим по причине индивидуальных переживаний в прошлом. С запахами это обстоит следующим образом - новый аромат прочувствован в контексте какого-либо события, такого как операция в больнице, которое вызывает эмоциональную реакцию, например, тревогу. Впоследствии при столкновении с этим запахом, он ассоциируется у больного с пережитой тревогой. Этот механизм объясняет то, как запахи становятся приятными или неприятными, а также как они вызывают эмоции и влияют на настроение. Но в тоже время доказывает, что восприятие ароматов остается сугубо индивидуальным.
Обонятельные рецепторы являются частью лимбической системы, которая и влияет на эмоции и ассоциативное обучение. Ни одна другая сенсорная система не имеет подобной тесной связи с нервными участками эмоций и ассоциативного обучения.
Изучение детей и межкультурные исследования доказывают то, что реакции на запахи приобретаются через ассоциативные механизмы. Проведенные многочисленные исследования показали, что восприятие запаха начинается еще до рождения, когда вкус образовывается в утробе матери. Результаты исследования, в котором матери в течение беременности наблюдались на предмет потребления ими различных пахнущих веществ, таких как чеснок, алкоголь или сигаретный дым, выявили, что их младенцы оказывали предпочтение этим запахам по сравнению с младенцами, которые не были подвержены их воздействию. Эти рано приобретенные предпочтения позже также влияют на предпочтения в еде и запахе в подростковом или даже взрослом возрасте. Таким образом, четко прослеживается эмоциональная связь между обучением, принятием пищи и запахом.
Большинство реакций на запахи приобретены в детстве благодаря новизне и яркости многих ощущений. Но каждый раз, когда встречается новый аромат, принцип действия ассоциативного обучения работает также. Все случаи предпочтения или неприязни пищевых запахов связаны с разными предпочтениями в еде и являются типичными примерами того, как ассоциативное обучение и эмоциональный контекст влияют на восприятие запаха.
В середине 60-х в Британии по итогам многих исследований был составлен рейтинг наиболее распространенных запахов. Похожий список был составлен и в США в конце 70-х. В обоих исследованиях фигурировал запах грушанки, которому в Британском исследовании были даны оценки как наиболее неприятного запаха. В Американском исследовании, напротив, этот запах получил оценку как самый приятный. История может объяснить это различие. В Британии запах грушанки ассоциируется с медициной и, в особенности для участников исследования 1966 года, с анальгетиком, который был распространен в течение Второй Мировой войны. Наоборот, в Соединенных Штатах запах грушанки - это запах ментоловых конфет, который ассоциируется исключительно с положительными эмоциями.
С другой стороны, при выявлении самого неприятного для всех запаха, также возникли сложности. Более того, в недавнем исследовании, проведенном армией США с целью создать «зловонную бомбу», было невозможным найти запах, который бы считался одинаково неприятным для всех различных этнических групп. Таким образом, не просто нейтральные или умеренные запахи меняются в зависимости от культуры, но и те, которые мы считаем зловонными, также.
Учеными из Браунского Университета было проведено исследование для проверки точки зрения, что реакции на запахи приобретены в зависимости от эмоционального контекста, в котором они впервые были восприняты. Обнаружилось, что оценки как положительные, так и отрицательные, даваемые тестируемому запаху, зависят от того эмоционального состояния участника, в котором он находился в момент первого контакта. Механизм воздействия различных ароматов происходит следующим образом - чувствительные рецепторы обоняния воспринимают незнакомый запах, что стимулирует тройничный нерв, который передает информацию в мозг и формирует положительное или негативное отношение к запаху.
Контекст, в котором встречен запах, может также иметь большое влияние. Если Вы не ожидаете появления запаха, Вы намного негативнее реагируйте на него, чем, если бы Вы его ожидали. Например, если Вы думаете, что отпиваете из стакана апельсинового сока, но на самом деле оказывается, от стакана вина, то у Вас создается ощущение, что Вы никогда не пробовали такого плохого сока.
Теперь можно понять, каким образом ассоциативное обучение создает наши предпочтения в запахах, но также это объясняет и то, каким образом ароматы влияют на наше настроение и даже поведение. Большое количество исследований доказывает, что запахи, которые людям нравятся, поднимают настроение, тогда как запахи, которые не нравятся, оказывают негативное влияние на самочувствие. Такая реакция на эмоциональное состояние также объяснима физиологически. Например, проводимость кожи, частота сердцебиения и частота мигания глаз в ответ на различные приятные или неприятные запахи совпадают с настроением, которое человек испытывает в настоящий момент.
Мы выяснили, что запахи влияют на наше настроение. В свою очередь настроение влияет на наше познание и поведение. Таким образом, можно сделать вывод, что запахи влияют на нашу активность и творческую деятельность. Когда люди находятся под воздействием аромата, который им нравится, творческое решение проблемы бывает более удачным, чем в том случае, когда они ощущают неприятный запах.
Растущее число публикаций по теме доказывает, что позитивный настрой связан с увеличением продуктивности и эффективности деятельности, тогда как плохое настроение ослабляет профессиональные и общественные достижения. Например, люди, находящиеся под воздействием запахов свежей выпечки или жареного кофе, были более расположены помогать незнакомому человеку, чем люди, не находящиеся под воздействием запаха. Люди, работавшие в помещении, наполненном свежим приятным ароматом, показывали более высокую самоэффективность, ставили более высокие цели и использовали более эффективные рабочие стратегии, чем люди, работавшие без запахов. Также была выявлена зависимость между определенными запахами и улучшением концентрации во время утомительных заданий.
В результате мы можем сделать вывод, что запахи воздействуют на настроение, рабочую эффективность и поведение в целом посредством выработанных ими эмоциональных ассоциаций. В следующий раз, когда Вы почувствуете запах, который Вам нравится, обратите внимание на то, сможете ли Вы определить, где Вы первый раз почувствовали его. После этого прислушайтесь к себе: почувствуете ли Вы какое-либо изменение в настроении, и разбудит ли в Вас оно желание сделать что-нибудь особенное.
Александра Леконцева
Влияние ароматизации на эффективность бизнесаКомпания «Ларом» подвела итоги исследования, основной задачей которого было узнать результативность использования ароматизации. Основные оценки строятся на субъективных оценках владельцев магазинов или сотрудников «нравится – не нравится аромат». |
Аромамаркетинг для детских магазинов. Основные тенденции развитияАроматизация детских магазинов давно интересует многих ритейлеров. Не удивительно, что недавно прошедший семинар «Fashion Industry: мир детской и подростковой одежды», посвященный вопросам ароматизации детских магазинов вызвал огромный интерес среди владельцев розничных и сетевых магазинов детских товаров. |
Чем пахнет супермаркет?У каждого супермаркета есть свой, особенный запах, но не всегда он способствует увеличению продаж.Современные технологии аромамаркетинга позволяют устранить неприятные запахи. |
Ароматизация event-мероприятий. Опыт одного использованияНа прошедшем недавно Саммите розничной индустрии специалистами компании «Ларом» был ароматизирован стенд рекламного агентства «Habeas corpus». |
Автоароматизаторы в рекламеНовый вид рекламного носителя предназначен для более эмоционального проведения акций, мероприятий, выставок. Автоароматизаторы - необычный презент для необычных событий! |
Мифы и легенды ароматизацииНаверное, каждый ритейлер уже хоть раз слышал об использовании ароматов для повышения продаж. Цифры по увеличению оборота ароматизированного магазина действительно поражают! |
Аромат праздникаКаждый из нас помнит запах мандаринов и салата Оливье на новогоднем столе, сладость мимозы в начале марта и свежий аромат осени в букете из астр и георгин. В них – волнующий аромат праздника. Наш нос с легкостью может вспомнить любое знаменательное событие, произошедшее в нашей жизни. |
Нос по ветру«Зашли в кафе, заказали обычный молочный коктейль. Запах тухлых тряпок — как в советской столовой — нас не остановил. Такого дорогого молочного коктейля я не пил даже в Париже! Но этот факт нас не расстроил, т.к. «приятна» была ностальгия по студенческой столовой с запахом ветоши». |
Сила, таящаяся в ароматах и звукахВладельцы розничных и сетевых магазинов признают важность создания комфортной атмосферы в торговом зале и ее связь с повышением оценки качества товара, удовлетворением от покупки и уровнем продаж. В данной статье мы будем рассматривать восприятие покупателей окружающего пространства как единого целого. |
Как заработать на запахе, или Аромамаркетинг в мебельном бизнесеАромат - единственный инструмент маркетинга, который покупатель не может игнорировать. В последние годы активное развитие получило целенаправленное использование ароматов для увеличения продаж. |
Ароматы повышают продажи: результаты исследования в РоссииВ российской практике пока нет серьезных эмпирических исследований, подтверждающих положительное влияние ароматов на рост продаж определенных групп товаров. Но определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. |
Удаление неприятных запахов: как бороться с проблемой?Всем нам знакома ситуация, когда, заходя в магазин, мы невольно начинаем принюхиваться и морщиться. Причина в неприятном запахе, витающем в помещении. Реакция у всех на такого рода раздражитель одна – желание поскорее покинуть торговый зал. |
Легкий аромат высоких продажКогда Вы входите в помещение, в котором никогда не были раньше, запах – первое ощущение и первое впечатление, которое определяет приятное ли это место или нет, чистое или грязное, опасное или надежное. Нос распознает любовь, радость, страсть и другие эмоции. Воспоминание, связанное с запахом – это то, что вероятнее всего Вы запомните. |
Ароматный продавец для вендингового бизнесаНедавно компания Hersheys испытала новый способ привлечения покупателей к полкам со своей продукцией. Специальные приборы, установленные в автоматы по продаже шоколада, источали вкусный и притягательный аромат шоколада! После этого продажи всего предлагаемого ассортимента компании резко пошли вверх. |
Деньги не пахнут?Использование специального аромата в ювелирном магазине не только создаст особую атмосферу, но и повысит уровень продаж. |
Аромамаркетинг. Сделай прибыль ароматной!Обычно для привлечения внимания потребителя к продукции используются визуальные и аудиосредства. Но сегодня активно развивается аромамаркетинг - направление, использующее обоняние потребителя. Ароматы и запахи тесно связаны с эмоциями человека, поэтому, применяя их, можно быстрее обратить внимание клиента на товар прямо на месте продажи и увеличить объем продаж. |
Аромат Вашего бизнесаСовершенство в мелочах, а совершенство – это не мелочь» - этот принцип, как ни какой другой, применим к ресторанному бизнесу. Одной из таких «мелочей» является запах в помещении. Даже самый шикарный интерьер ресторана способен испортить запах готовящейся пищи. |
Трио для магазина: свет, звук и ароматКаждый владелец, открывая новый магазин, понимает: для привлечения внимания клиентов нужно выделиться, предлагая нечто уникальное. И этим особым преимуществом может стать атмосфера магазина, созданная посредством качественного освещения, грамотного звукового фона и приятного аромата. |
Как продавать больше?Продавать больше товаров хотят и производители, и владельцы торговых точек. Что для этого нужно? |
Эра чувственных брендовПохоже, традиционный маркетинг сегодня уже не так эффективен. Неудачи, которыми сопровождается выход новых продуктов на рынок, происходят слишком часто и носят катастрофический характер. Рекламные кампании не формируют в восприятии потребителей никаких отличительных характеристик. Большинство продуктов, выходящих на рынок – это ширпотреб, а не мощные бренды. В чем же дело? |