Всего несколько лет назад игроки отечественного розничного рынка и помыслить не могли о том, что ароматизация может влиять на покупательскую способность, что, наполнив соответствующим ароматом помещение магазина, или только его часть, можно заставить «раскошелиться». А ведь научно доказано, что информация, воспринимаемая органами обоняния человека, оказывает самое непосредственное и незамедлительное влияние на принятие решения по сравнению с остальными органами чувств человека.
Эту способность более 20 лет назад начали использовать на Западе. Очень успешно и довольно долго индустрия аромамаркетинга развивается в Японии и США. Еще в 1989 году доктор Наско из США провел эксперимент. Он распылил цветочный запах в ювелирном магазине Филадельфии и обнаружил, что покупатели стали больше времени проводить у ювелирного прилавка.
В 1993 году американский доктор Алан Хирш, основавший Фонд обработки и исследования вкуса и запаха, взял две одинаковые пары кроссовок Nike и поместил их в помещениях магазина, которые отличались одной деталью: одно было ароматизировано, а другое нет. 84% добровольцев, принявших участие в эксперименте, сообщили, что им было приятнее покупать обувь в первом помещении, хотя цена пары кроссовок в нем была на $10 выше.
Проведенные в 2006-2007 годах в Великобритании исследование показало, что использование аромата может более чем на 19% увеличить продажи в магазине. Результаты Падеборнского университета (Германия) также поразительны – на 15,9% увеличивается время, проводимое покупателем в магазине, на 6% повышается товарооборот.
В последнее время все больше компаний используют так называемые «обонятельные» манипуляции, чтобы заставить покупателей тратить деньги. Автомобильные компании, отели, казино, супермаркеты – только малая часть структур, использующих аромамаркетинг.
Теперь и ювелирные магазины включаются в игру запахов. Но важно подобрать такой аромат, который подходит продукту. Специалисты советуют хорошо подумать, прежде чем добавить аромат в магазин, и выбрать в итоге что-нибудь уникальное с таким расчетом, чтобы он ассоциировался у покупателя только с вашей торговой точкой.
Если вы все-таки решили использовать преимущества аромамаркетинга в своем магазине, то в первую очередь необходимо определиться, будет ли он затрагивать все помещение или только отдельные зоны: входа, новых коллекций, распродаж и т.д. Затем нужно выбрать профессиональное оборудование. На данном этапе учитываются площадь помещения, высота потолков, наличие системы вентиляции, местоположение помещения (отдельный магазин или магазин в ТЦ).
Руководитель департамента «Ларом» Елена Панкратова рассказала, что существуют модели, предназначенные для ароматизации помещений с невысокими потолками, площадью 20-30 кв. м, и есть устройства, рассчитанные на площади более 200 кв. м.
Принцип работы таких устройств основан на холодной вентиляции, что полностью исключает возникновение пожароопасной ситуации. В качестве ароматизирующего вещества используется специальная жидкость.
При выборе аромата для своего ювелирного магазина можно ориентироваться на чужой опыт или советы специалистов по ароматизации помещений. Некоторые компании занимаются «созданием запаха» еще на стадии разработки брэнда. В этом случае аромат становится неотъемлемой частью фирменного стиля компании наряду с цветом, логотипом и другими отличительными признаками. Это особенно актуально для сети ювелирных магазинов. Подойдут легкие ароматы цветущего сада, грейпфрута или розы. Удачно подобранный запах добавит магазину большое количество очков в конкуренции на ювелирном розничном рынке, его будут узнавать не только по вывеске, но и на более глубоком уровне – обоняния.
При подборе аромата следует учесть не только средний возраст, пол и социальное положение покупателей, но и характеристику предлагаемого товара, а также дизайн интерьера, качество помещения.
Ювелирный центр «Голден Гросс», клиент «Ларом», с помощью аромата создал более комфортную и приятную среду для покупателей. «При его выборе, – рассказывает Елена Панкратова, – остановились на легком, ненавязчивом расслабляющем аромате, который создает ощущение чистого, свежего воздуха. Распространяемый запах создает атмосферу сдержанной роскоши, а холодные нотки этой композиции усиливают восприятие блеска и изысканности драгоценных камней. Он равномерно наполняет все помещение, что способствует установлению прочных ассоциативных связей между покупателем и ювелирным центром».
«Как правило, клиенты сначала выбирают какой-то определенный аромат, но месяца через три обязательно меняют свой выбор. Запах приедается. Кроме того, влияет сезонность. Самые распространенные ароматы, которые приобретали у нас ювелирные салоны, – это бергамот, грейпфрут, скошенная трава, сантал, персик, нероль, жасмин, черная смородина, чайный лист, амаретто».
Ювелирный дом «ЮТэ – Ювелирный театр» наряду с традиционным звуковым и визуальным сопровождением своих спектаклей также использует ароматы: пачули, ветивера, перца черного. Такой прием создает особую, таинственную, но уютную атмосферу. В VIP-зоне используется специальная композиция из полностью натуральных эфирных масел полыни, бергамота, перу-бальзама, меда, стиракса, подчеркивая уникальность и эксклюзивность представленных ювелирных шедевров.
Татьяна Манаенко
Влияние ароматизации на эффективность бизнесаКомпания «Ларом» подвела итоги исследования, основной задачей которого было узнать результативность использования ароматизации. Основные оценки строятся на субъективных оценках владельцев магазинов или сотрудников «нравится – не нравится аромат». |
Аромамаркетинг для детских магазинов. Основные тенденции развитияАроматизация детских магазинов давно интересует многих ритейлеров. Не удивительно, что недавно прошедший семинар «Fashion Industry: мир детской и подростковой одежды», посвященный вопросам ароматизации детских магазинов вызвал огромный интерес среди владельцев розничных и сетевых магазинов детских товаров. |
Чем пахнет супермаркет?У каждого супермаркета есть свой, особенный запах, но не всегда он способствует увеличению продаж.Современные технологии аромамаркетинга позволяют устранить неприятные запахи. |
Ароматизация event-мероприятий. Опыт одного использованияНа прошедшем недавно Саммите розничной индустрии специалистами компании «Ларом» был ароматизирован стенд рекламного агентства «Habeas corpus». |
Автоароматизаторы в рекламеНовый вид рекламного носителя предназначен для более эмоционального проведения акций, мероприятий, выставок. Автоароматизаторы - необычный презент для необычных событий! |
Мифы и легенды ароматизацииНаверное, каждый ритейлер уже хоть раз слышал об использовании ароматов для повышения продаж. Цифры по увеличению оборота ароматизированного магазина действительно поражают! |
Аромат праздникаКаждый из нас помнит запах мандаринов и салата Оливье на новогоднем столе, сладость мимозы в начале марта и свежий аромат осени в букете из астр и георгин. В них – волнующий аромат праздника. Наш нос с легкостью может вспомнить любое знаменательное событие, произошедшее в нашей жизни. |
Нос по ветру«Зашли в кафе, заказали обычный молочный коктейль. Запах тухлых тряпок — как в советской столовой — нас не остановил. Такого дорогого молочного коктейля я не пил даже в Париже! Но этот факт нас не расстроил, т.к. «приятна» была ностальгия по студенческой столовой с запахом ветоши». |
Сила, таящаяся в ароматах и звукахВладельцы розничных и сетевых магазинов признают важность создания комфортной атмосферы в торговом зале и ее связь с повышением оценки качества товара, удовлетворением от покупки и уровнем продаж. В данной статье мы будем рассматривать восприятие покупателей окружающего пространства как единого целого. |
Научное обоснование влияния аромата на настроение и эффективность работыНаукой доказано, что запахи влияют на настроение людей, эффективность работы и поведение. И здесь дело не в том, что запах воздействуют на нас как лекарство, а в том, как мы воспринимаем его. В этой статье пойдет речь о том, каким образом возникают ассоциации с тем или иным запахом, и как это влияет на нас с Вами. |
Легкий аромат высоких продажКогда Вы входите в помещение, в котором никогда не были раньше, запах – первое ощущение и первое впечатление, которое определяет приятное ли это место или нет, чистое или грязное, опасное или надежное. Нос распознает любовь, радость, страсть и другие эмоции. Воспоминание, связанное с запахом – это то, что вероятнее всего Вы запомните. |
Ароматный продавец для вендингового бизнесаНедавно компания Hersheys испытала новый способ привлечения покупателей к полкам со своей продукцией. Специальные приборы, установленные в автоматы по продаже шоколада, источали вкусный и притягательный аромат шоколада! После этого продажи всего предлагаемого ассортимента компании резко пошли вверх. |
Как заработать на запахе, или Аромамаркетинг в мебельном бизнесеАромат - единственный инструмент маркетинга, который покупатель не может игнорировать. В последние годы активное развитие получило целенаправленное использование ароматов для увеличения продаж. |
Аромамаркетинг. Сделай прибыль ароматной!Обычно для привлечения внимания потребителя к продукции используются визуальные и аудиосредства. Но сегодня активно развивается аромамаркетинг - направление, использующее обоняние потребителя. Ароматы и запахи тесно связаны с эмоциями человека, поэтому, применяя их, можно быстрее обратить внимание клиента на товар прямо на месте продажи и увеличить объем продаж. |
Ароматы повышают продажи: результаты исследования в РоссииВ российской практике пока нет серьезных эмпирических исследований, подтверждающих положительное влияние ароматов на рост продаж определенных групп товаров. Но определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. |
Удаление неприятных запахов: как бороться с проблемой?Всем нам знакома ситуация, когда, заходя в магазин, мы невольно начинаем принюхиваться и морщиться. Причина в неприятном запахе, витающем в помещении. Реакция у всех на такого рода раздражитель одна – желание поскорее покинуть торговый зал. |
Аромат Вашего бизнесаСовершенство в мелочах, а совершенство – это не мелочь» - этот принцип, как ни какой другой, применим к ресторанному бизнесу. Одной из таких «мелочей» является запах в помещении. Даже самый шикарный интерьер ресторана способен испортить запах готовящейся пищи. |
Трио для магазина: свет, звук и ароматКаждый владелец, открывая новый магазин, понимает: для привлечения внимания клиентов нужно выделиться, предлагая нечто уникальное. И этим особым преимуществом может стать атмосфера магазина, созданная посредством качественного освещения, грамотного звукового фона и приятного аромата. |
Как продавать больше?Продавать больше товаров хотят и производители, и владельцы торговых точек. Что для этого нужно? |
Эра чувственных брендовПохоже, традиционный маркетинг сегодня уже не так эффективен. Неудачи, которыми сопровождается выход новых продуктов на рынок, происходят слишком часто и носят катастрофический характер. Рекламные кампании не формируют в восприятии потребителей никаких отличительных характеристик. Большинство продуктов, выходящих на рынок – это ширпотреб, а не мощные бренды. В чем же дело? |